Все компании из топ-10 российских розничных сетей применяет технологии искусственного интеллекта (ИИ) и подтверждают положительный результат от внедрения. Экономический эффект оценивается примерно в 1–2% от общей выручки компании и обеспечивается главным образом за счёт точности планирования и сокращения расходов. Об этом говорится в исследовании компании Kept.По итогам исследования эксперты выяснили, что федеральные ритейлеры применяют решения на базе ИИ для ряда направлений. Например, прогнозирование спроса — анализ поведения покупателей, определение ассортимента торгового зала; управление персоналом — разработка должностных инструкций, обучение; управление запасами — контроль товарных запасов, роботизация складов. Кейс: как акселератор «Лемана ПРО» растит лидеров внутри компании
В числе задач, которые решаются с помощью ИИ также ведение документооборота — распознавание первичных документов, обмен с контрагентами; контроль качества продукции — соблюдение санитарных норм, оценка свежести фруктов и овощей; обслуживание клиентов — использование голосовых ассистентов и сервисов рекомендаций; маркетинг — автоматическая генерация рекламных видео материалов и создание привлекательных изображений товаров.
«Российский ритейл демонстрирует высокую адаптивность к ИИ-технологиям. Компании уже достигают значительных результатов в оптимизации логистики, закупок и клиентского сервиса, что подтверждает их конкурентоспособность на уровне азиатских рынков», — отмечает Дарья Максимова, директор технологической практики Kept.
С помощью технологий ИИ ритейлеры могут повышать точность прогнозов, оптимизировать закупки, улучшить качество продукции и ускорить логистику. Однако, внедрение ИИ сопряжено с рисками: утечкой данных, кражей интеллектуальной собственности, техническими сбоями и недостатком прозрачности алгоритмов.