Повышение утилизационного сбора в России, которое планируется с 1 ноября, может оказаться чувствительным не только для авторынка в целом, но и для сферы автокредитования. Новая система, учитывающая не только возраст и объем двигателя, но и мощность автомобиля, способна резко увеличить стоимость ряда популярных моделей машин. Об этом 30 сентября рассказал «Известиям» исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ярослав Баджурак.
«Сейчас автокредит для многих — единственный способ приобрести новый автомобиль. Но при удорожании машин на сотни тысяч или миллионы рублей ежемесячная нагрузка на заемщика становится неподъемной. В результате часть клиентов либо вовсе откажется от покупки, либо сместится в более доступный сегмент, где ставки утильсбора остаются умеренными», — сказал эксперт.
Согласно прогнозам, ставки по автокредитам могут вырасти на 2–5 процентных пунктов для автомобилей с умеренной мощностью и на 5–8 п.п. или более для более мощных машин.
Кроме того, добавил Баджурак, повышение цен на новые автомобили окажет косвенное влияние на рынок подержанных машин. Те, кто планировал приобрести транспорт с привлечением кредита, будут вынуждены пересмотреть свои планы, возможно, выбрав менее комфортные условия, такие как более долгий срок выплат или меньший первоначальный взнос. Всё это негативно сказывается на покупательской способности и замедляет развитие сегмента.
Выживут не все: до конца года с рынка может уйти каждый десятый автодилер Низкие продажи и внутренняя конкуренция снижают рентабельность
Для бюджета и производителей повышение утильсбора может выглядеть оправданным, так как это обеспечит дополнительные поступления и стимулирует спрос на более доступные модели. Однако для потребителей это означает удорожание автокредита и удлинение дистанции между покупателем и желаемым автомобилем. Эксперт отметил, что если государство не хочет столкнуться с резким снижением спроса и ростом социальной напряженности, необходимо либо смягчить параметры реформы, либо предложить компенсирующие меры, такие как субсидии или льготные программы в сфере кредитования.
«Сегодня автокредит — ключевой инструмент для обновления автопарка в стране. По данным нашего исследования, 27% опрошенных россиян планировали оформление автокредита в ближайший год. В то же время 78% из них сообщили, что если 1 ноября повышение утильсбора вступит в силу, то это изменит их планы: две трети планирую отказаться от покупки в принципе, и лишь треть будет рассматривать иные модели автомобилей», — заявил эксперт.
По его словам, от того, насколько грамотно будет введена новая система расчета утильсбора, зависит, сохранит ли автокредит свою доступность для миллионов россиян.
1 августа эксперты «еКредит» (входит в «Авто.ру») рассказали «Известиям», что россияне стали чаще вносить крупный первоначальный взнос при покупке автомобиля в кредит: в первом полугодии 2025 года доля автокредитов с взносом более 50% выросла с 27 до 37%. Доля заемщиков с первоначальным взносом 20–30% от стоимости автомобиля снизилась с 31 до 22%. А доля тех, кто берет кредит с минимальным взносом (0–10%), сократилась с 10 до 8%.