Наталья КарноваОбозреватель АЭИ «Прайм»Все материалы
МОСКВА, 21 сен — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Осторожность регулятора, снизившего ставку всего до 17% годовых, помогла рублю. Но впереди очередные трудности. Что ждет национальную валюту в октябре, разбирался Прайм.
Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-канале
Все просчитались
Сентябрь начался с ослабления на фоне ожиданий смягчения денежно-кредитной политики — в моменте курс снижался до 87 за доллар. Думали, ЦБ опустит ставку сразу на два процентных пункта, как это было в июле.
Кроме того, в августе отменили обязательную продажу валютной выручки. В надежде на скорое оживление экономики экспортеры попридержали доллары и евро. А покупки выросли на 116% — до 69 миллиардов рублей за неделю с 18 по 24 августа.
Однако все просчитались. Регулятор ограничился шагом в один процентный пункт, объяснив это по-прежнему высокими инфляционными ожиданиями. Обвал рубля только подстегнул бы их — пять процентов за несколько дней все же слишком много.
При этом глава Центробанка Эльвира Набиуллина сообщила, что на заседании выбирали из двух вариантов: сохранение ставки на уровне 18% или снижение до 17. Более значимое смягчение ДКП даже не рассматривали.
Такая осторожность укрепила нацвалюту. Пока точка равновесия — 83 за доллар.
Столь хрупкий баланс
Конечно, Банк России в критической ситуации всегда готов прийти на помощь национальной денежной единице. И это один из позитивных для рубля факторов.»Все знают, что повышение ключевой ставки и валютные интервенции в течение последних двух лет создали условия для сдерживания курса», —рассуждает Эльмира Асяева, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Сырьевые рынки тоже помогают рублю, демонстрируя стабильные цены и определенное восстановление экспорта. Логистические цепочки понемногу приспособились к новым условиям. Так что нефтегазовые доходы исправно поступают в казну, пусть и не в том объеме, как раньше.
Но при этом значимые структурные дисбалансы сохраняются. Инфляционные ожидания по-прежнему оказывают влияние на покупательную способность рубля, а геополитическая неопределенность добавляет валютам волатильности.
Так, Дональд Трамп недавно рекомендовал европейским партнерам ЕС усилить санкции против Москвы и сказал, что США могут к ним присоединиться. Это ослабляет шансы на быстрое урегулирование геополитических конфликтов и возвращение иностранных инвесторов на российский рынок.
Есть и сезонные отрицательные факторы. Традиционно осенние месяцы характеризуются повышенным спросом на валюту со стороны импортеров, что создает дополнительное давление. А после летней дефляции уже возвращается инфляция. Данные за последнюю неделю демонстрируют смешанную динамику, удешевление овощей идет на убыль. По сведениям Росстата, инфляция с 9 по 15 сентября составила 0,04% против 0,1 неделей ранее, с начала года цены выросли на 4,08%.
Все ради бюджета
По мнению Асяевой, в октябре рубль будет колебаться в широком диапазоне 90-105 за доллар. Все определят динамика экспортных поступлений, эффективность валютного регулирования Банка России и внешнеполитическая конъюнктура.
И конечно, многое зависит от решения ЦБ по ставке на следующем заседании. На сей раз учтут не только динамику недельной инфляции.
«Банк России указал на фактор бюджетной политики. Проект бюджета на 2026-2028 годы представят 29 сентября», — напомнил Петр Арронет, главный аналитик Инго Банка.
Если расходы будут большими, то ставку оставят высокой и рубль продолжит слабеть умеренными темпами. Если пропишут более скромные траты, ДКП станут смягчать быстрее с соответствующим усилением давления на национальную валюту.
Ключевые проблемы, из-за которых российской экономике нужен более слабый рубль, никуда не ушли. Дефицит бюджета —четыре триллиона, указывает экономист, эксперт по финансовым рынкам Ольга Гогаладзе.
А чем выше дефицит, тем жестче политика регулятора. Так или иначе, придется чем-то пожертвовать.
Продай рубли, купи валюту — или наоборот?
Иными словами, наблюдаемое в последние дни укрепление рубля носит временный, а не долгосрочный характер. Базовые экономические условия: рост цен, системные проблемы хозяйственного комплекса и международные вызовы — все это по-прежнему создает негативный фон.
Тем не менее и резкого обвала не допустят. «Лишь при самом пессимистичном варианте курс может дойти до 105 за доллар», — полагает генеральный директор ЕЮС Андрей Голощапов.
Инвесторам и бизнесу эксперты советуют проявлять осторожность и использовать инструменты хеджирования валютных рисков, так как новая волна волатильности курса еще впереди.
Доходности в рублях останутся высокими еще долгое время, поэтому многие инвесторы вернулись к финансовым активам в российской валюте. Но вложения в иностранную тоже сейчас обоснованы.
«Импорт подает признаки оживления, потребительская активность восстанавливается», — пояснила Гогаладзе.
Текущую коррекцию курса она не считает подходящим моментом для продажи валюты.